Литература
Рабочая программа по литературе для 6 класса
составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта основного (ФГОС).
общего образования второго поколения, на основе
примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской
Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику
В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2013).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой,
гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и
эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в
школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений,
нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и
истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
•
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
• развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной
социализации и самореализации личности;
• постижение
учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение
и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся
на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с
жизнью, историзма;
• поэтапное,
последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
• овладение
возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте
(или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,
представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);
• использование
опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни
и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и
реализации образовательным учреждением основной образовательной программы
основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
•
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
ФГОС;
•
обеспечение преемственности начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования;
•
обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в
том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
•
установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как
части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне
развития личности, созданию необходимых условий
для ее самореализации;
• обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса, взаимодействия всех его участников;
•
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной
образовательной про граммы с социальными партнерами;
• выявление
и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных
склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с
использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
•
организация интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
• участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды,
школьного уклада;
• включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального
управления и действия;
• социальное
и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение
и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся,
обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной
программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
•
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды
развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального
проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию
на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе
освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• признание
решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и
социального развития обучающихся;
• учет
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и
путей их достижения;
•
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при
обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны
классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием
отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного
образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими
образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными
достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и
воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.