Программа воспитания школы на 2021-2022 учебный год

Пояснительная записка
Программа воспитания нацелена
- на создание школы как воспитывающей организации, где педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной деятельности с детьми
- на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и
налаживание ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Результатом реализации программы станет:
- приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в российском обществе;
- обеспечение достижения учащимися личностных результатов, указанных во
ФГОС;
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию;
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально - значимые качества личности;
- активное участие в социально - значимой деятельности.
Бомская средняя общеобразовательная школа работает с 1983 года как
восьмилетняя, а с 1989 года как средняя школа. Здание школы двухэтажное,
рассчитано на 150 мест. Имеется центральное отопление. В школе 17 учебных
кабинетов, производственная мастерская, столовая, библиотека, компьютерный
класс, спортивный зал, борцовский зал, стадион, игровая площадка, полоса
препятствий, лаборантская и методкабинет.
На данный момент в МБОУ «Бомская СОШ» работают 12 учителей. Из
них 10 имеют высшее образование, 2 средне - специальное педагогическое.
Первую квалификационную категорию имеют 9 учителей. Школа полностью
укомплектована учителями – предметниками, имеет лицензию на
образовательные услуги и аккредитацию, санитарно – эпидемиологическое
заключение на услуги образовательной деятельности и на столовую.
Имеют звание
«Заслуженный учитель Республики Бурятия»
«Почетный работник общего образования РФ».
Награждены знаком
«Отличник народного просвещения»
Аттестованы
- на высшую квалификационную категорию
- на первую квалификационную категорию
- на соответствие занимаемой должности

Количеств
о
2
1
2
9
1

В школе обучается 62 учащихся, 8 классов комплектов, в том числе 45
детей из приемных семей. В школе работают разные кружки и секции.
Ученики нашей школы добиваются высоких результатов в учебе и поступают в
различные высшие учебные заведения.
Выпускники нашей школы

показывают хорошие знания, являются хорошистами и отличниками учебы, пять
человек закончили с красным дипломом. Кроме того, получаем благоприятные
отзывы и благодарственные письма.

В 1998 году школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «Школа
года – 98».

В 2000 году стала лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года –
2000».

В 2000 году школе присвоено звание «Школа века».
Данная программа воспитания направлена на решение проблем
гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная
программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать
воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом
«Об образовании в Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ),
Конвенцией ООН о правах ребенка, Стратегией развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, федеральными
государственными образовательными стандартами начального и основного
общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, проектом Примерной программы воспитания,
составленной научными сотрудниками РАО.
В
центре
программы
воспитания
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения «Бомская средняя общеобразовательная
школа» улуса Бом, Мухоршибирского района, Республики Бурятия находится
личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования,
формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и
мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности. Данная программа воспитания показывает
систему работы с детьми в школе.
Данная программа имеет следующую структуру:
1.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса;
2.
Цель и задачи воспитания;
3.
Виды, формы и содержание деятельности;
4.
Анализ воспитательного процесса.
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Процесс воспитания в МБОУ «Бомская СОШ» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;


ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;

организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУ «Бомская СОШ» являются
следующие:

стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;

важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;

в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);

в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. Цели и задачи воспитания
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
МБОУ «Бомская СОШ» – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1.
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2.
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3.
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,

опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по
развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию.
Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха
в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1.В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и
в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из
них относятся следующие:

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой);

уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребѐнка домашнюю работу, помогая старшим;

быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою
страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе, подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоѐмы);

проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной

национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чѐм-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своѐ мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2.В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной

позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

опыт природоохранных дел;

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;

опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;

опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;

опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит
уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной
цели
воспитания
школьников
будет
способствовать решение следующих основных задач:
1.
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых

дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
2.
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3.
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
реализовывать их воспитательные возможности;
4.
использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5.
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6.
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
7.
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
8.
организовывать профориентационную работу со школьниками;
9.
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
10.
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11.
организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию
к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:
• Общешкольный осенний кросс «День здоровья». Это ежегодное событие,

которое проводится в первый день учебного года на школьном стадионе,
соревнования лично-командные. Легкоатлетический кросс проводится в целях
популяризации и привлечения учащихся к активным занятиям легкой атлетикой,
пропаганда здорового образа жизни. В процессе события складывается особая детсковзрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими
взаимоотношениями, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, общей
радости от первой встречи в новом учебном году.

Ярмарка «Дары осени». Ежегодно в нашей школе весело и с размахом
проходит осенняя ярмарка «Дары осени», в которой участвуют все ребята с 1 по 11
класс. Это праздник урожая и изобилия, который всем еѐ участникам даѐт понять,
насколько богата и плодородна земля.
Каждый класс старается принести, как
можно больше овощей и выпечки сделанной руками мам, бабушек и самих ребят.
Ярко и оригинально оформляются торговые места. Ученики пробуют себя в роли
умелых продавцов – торговали разными вкусностями, которые вмиг раскупаются со
столов.
Новогодние праздники. Новый год самый любимый, добрый, сказочный
праздник, который ждут в каждом доме, в каждой семье. Новый год - всегда
ожидание чуда, волшебных превращений, приключений и удивительных
перемен. Люди в Новый год становятся добрее и счастливее. В волшебную ночь у
сверкающих огнями ѐлок все веселятся и загадывают желания. Именно поэтому в
нашей школе к проведению новогодних праздников особое отношение.
Цель: создать праздничную атмосферу, доставить радость детям, раскрыть
творческие способности учащихся через различные виды деятельности.
Задачи:
- развитие способности к эмоциональной отзывчивости;
- приобщение к исполнительской деятельности: танцам, игре, пению;
- воспитание умения вести себя на празднике, радоваться самому и доставлять
радость другим.
• Вахта Памяти. Празднование Дня Победы в нашей школе начинается с
велопробега «Победе посвящается». Учащиеся вместе с руководителем объезжают
село по улицам на велосипедах с флагами и знаменем Победы. У памятника воинам –
землякам школьники несут Вахту Памяти - стоят в почетном карауле. Это событие
способствует формированию чувства сопричастности к Великой Победе, к истории
отечества, к традициям школы. Каждый участник события вносит свой вклад в
празднование Дня Победы.
• Празднование национального праздника «Сагаалган». По традиции в школе
проводится информационно- практико ориентированный с элементами творчества
праздник Сагаалган. Учащиеся знакомятся с бытом, традициями и обычаями своих
предков через различные конкурсы: конкурс столов «Праздничное угощение»,
конкурс «Дангина, Гэсэр», «Шагай наадан», «Разбивание хребтовой кости».
•

3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом
класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с
учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или
их законными представителями.
Работа с классным коллективом:

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе;


организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,

спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного
отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в
беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия
решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе
дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

реализация проекта «Школьная переменка» - позволяет объединить
обучающихся,
по
интересам,
выявление
обучающихся,
имеющих
организаторские
способности,
распределение
поручений
в
группе
единомышленнико;

выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – с педагогом-психологом и
социальным педагогом.

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и
неудачи;

создание личного портфолио ученика;

работа с одаренными детьми, учениками, состоящими на всех видах учѐта

«группе риска», детьми-инвалидами и ОВЗ;

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований
педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями и учащимися;

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в
иной, отличной от учебной, обстановке;

работа ШМО классных руководителей, совещания при директоре, совета
по правовому обучению и воспитанию - по плану;

проведение конкурса «Самый классный классный»;

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах
их детей, о жизни класса в целом;

помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников, участие
родителей в Совете отцов и в Управляющем совете;

создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса
и школы;

индивидуальное консультирование - по плану педагогов или личном
запросе;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования»
Воспитание на
занятиях школьных курсов
внеурочной
деятельности и дополнительного образования осуществляется преимущественно
через:

вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально

значимых делах;

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детсковзрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;

поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;

поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально
значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и
научную картину мира.

Кружок «Юный шахматист»
Главная цель школьного кружка «Юный шахматист» — развитие мышления
младшего школьника от его наглядно-образного типа до комбинаторного,
тактического и творческого. Формирование умений играть в шахматы вносит
существенный
вклад
в
воспитание
культуры
умственного
труда,
интеллектуальных способностей, произвольной памяти и внимания. Занятия
шахматами – это интересная интеллектуальная игра, приносящая не только
пользу, но и удовольствие еѐ участникам и зрителям.
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми, проявляющими
интерес к физической культуре и спорту. Программа «Юный шахматист» — для
начинающих и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих
интерес к освоению высот мастерства шахматной игры.(1 раз в неделю, всего 34
часа)
 Детское объединение «ЮИД».
Данная программа адресована учащимся 3, 4, 5, 6 классов. Работа
объединения направлена на охрану жизни и здоровья юных граждан, закрепление
полученных знаний по ПДД, выработке навыков безопасного поведения на улице,
дороге, перекрѐстке, решению проблемных ситуаций через игровые моменты.
Воспитывает ответственного образцового участника дорожного движения,
активного агитатора безопасности дорожного движения.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и
дополнительного образования, создающие благоприятные условия для
просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их
общее духовно-нравственное развитие.
 Кружок «Бурятский фольклор»
Программа кружка рассчитана на 34 часа. Занятия кружка проводятся
1 раз в неделю в определѐнный день. Основная форма работы с детьми:
тематические занятия и занятия интегрированного типа. Занятия дают

учащимся представление о национальной культуре и искусстве, о труде и
быте бурятского народа. Программа применима для разных групп
школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их
отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения.
Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает
гражданскую компетентность и зрелость в плане выбора профиля обучения, а
также способствует развитию чувства патриотизма, гордости, уважения к
творчеству бурятского народа.
 Кружок «Умелые руки»
На протяжении многих лет в нашей школе работает кружок «Умелые руки».
Особенностью программы является сочетание обучения практическим навыкам
изготовления национальных сувениров с воспитанием художественной культуры
учащихся, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и
наследию.
Программа рассчитана на учащихся 2 - 11 классов, составлена на основе
поисково-исследовательской работы учителя и учащихся.
Программа предусматривает применение активных методов обучения, изучение
бурятских сувениров у старейших жителей села, проведение обрядов.
 Кружок «Волшебный завиток»
Ведущая идея данного кружка — создание комфортной среды общения,
развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его
самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности. Тематика занятий строится с учетом интересов
детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания
данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков,
уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. В процессе работы по
программе ―Волшебный завиток‖, дети постоянно совмещают и объединяют в
одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и
цветовое решение, технологию изготовления, назначение.
 кружок «Сэсэгхэн»
Целью программы является - приобщение ребѐнка к искусству сольного танца
и в составе танцевальной группы, развитие мотивации к творчеству;
формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами
танцевального искусства. Знакомит детей с бурятским народным, поэтическим
и музыкальным творчеством, традиционными праздниками. Программа создает
благоприятные условия для самореализации учащихся, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения
ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к
культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
 Кружок «Изостудия».
Данная программа адресована учащимся 3 - 4, 5 - 9 классов. Программа
направлена на обучение учащихся основам изобразительной грамоты, развитию их
творческих способностей и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности
и дополнительного образования, направленные на физическое развитие
школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью,

побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
 Секция «Самбо»
Программа предусмотрена для обучающихся, как имеющих так и не имеющих
специальных спортивных навыков, проявляющих интерес к спортивной борьбе
самбо, имеющих медицинский допуск.
Программа охватывает всю систему подготовки самбистов и делится на две
части: теоретическую и практическую. Теоретические занятия проводятся в
форме бесед, а также в комплексе с практическими занятиями (например, в виде
беседы, рассказа в течение 10–12 мин в начале практической части). На
теоретических занятиях обучающиеся получают знания по анатомии, физиологии,
гигиене, технике и тактике борьбы, необходимые знания для будущей
инструкторской и судейской практики по самбо.
++++++++При проведении теоретических занятий отдельные положения теории
подкрепляются примерами из практики, иллюстрированы схемами, таблицами,
рисунками, презентациями и др. наглядными пособиями.
Цель программы: формирование основ здорового образа жизни, укрепление
здоровья и разностороннее физическое развитие обучающихся через обучение
самбо.
 Секции «Футбол», «Волейбол».
Программы адресованы учащимся 5 - 11 классов. Программы секций
направлены на физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
 Волонтерское объединение «Добрые сердца».
Программа адресована учащимся 5 – 11 классов. Программа направлена на
формирование здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста
и подростков, формирование позиции здорового гражданина общества.
Актуальность программы напрямую связана с проблемами, существующими в
современном обществе, с которыми сталкиваются школьники, например,
табакокурение, ПАВ и др.
 Секция «Вольная борьба»
Особой популярностью у учащихся пользуется вольная борьба. Вольная
борьба – это поединок двух соперников, каждый из которых – настоящий атлет.
Вольник должен быть очень гибким, развитым физически, у него должны
быть крепкие, эластичные суставы, натренированная дыхательная система,
огромная выносливость. Поэтому борьба помогает всем желающим развивать
свой потенциал, чувствовать командный дух.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на развитие творческих способностей школьников,
воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
 Кружок «Кулинарная студия».
Данная программа адресована учащимся 2 - 11 классов. Программа кружка
направлена на развитие эстетического вкуса учащихся, расширение знаний
учащихся в области кулинарии, формирование культуры общения,
формирование и развитие творческих способностей учащихся, их
самореализации.
3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами МБОУ
«Бомская
СОШ»
воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;

организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что
готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых
классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,

детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться в детсковзрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется
следующим образом.
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права
и законные интересы;
 через деятельность Совета старшеклассников, объединяющего Старост классов
для облегчения распространения значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных коллективов;

через
работу
постоянно
действующего
школьного
актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.);

через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение
тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
 через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе (старшеклассники входят в состав Школьной Службы
Медиации).
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (например, старост, командиров, лидеров), представляющих
интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его
работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей;

через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);

через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – детское
объединение «Урагшаа» - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на
основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N
82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание

в детском общественном объединении осуществляется через:

утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения;
ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;

организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются:
тимуровская помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная
работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих
учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);
участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (уборка
территории школы, уход за деревьями и кустарниками «Сада Памяти»
благоустройство клумб);

организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность
получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел,
направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

выполнение клятвы при вступлении в объединения;

рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения
в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством
введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной
церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки
интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности
пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков –
формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);

участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций,
которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью
школьников.
Модуль 3.7. «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное
волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций,
которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, страны.
Волонтѐрская деятельность в нашей школе осуществляется через волонтѐрское

движение «Добрые сердца».
По инициативе администрации школы и Совета старшеклассников созданы
следующие школьные детские общественные объединения:
1.
Первичное отделение Российского Движения Школьников;
2.
Школьное волонтерское объединение «Добрые сердца»;
3.
Военно-патриотическое движение «Юнармия»;
4.
Отряд Юных Инспекторов Дорожного Движения «Светофор»
5.
Дружина Юных пожарных «Огнеборцы»;
6.
Военно-патриотический клуб «Бургэд».
В МБОУ «Бомская СОШ» активно действует повседневное волонтерство,
которое предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на
благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство
позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение,
развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На уровне школы:

участие школьников в организации праздников, торжественных
мероприятий, встреч с гостями школы;

участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них
праздников, утренников, тематических вечеров;

участие школьников к работе на прилегающей к школе территории
(работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и
кустарниками);

участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий
в качестве ведущих, выступающих, дежурных.

участие обучающихся из волонтерского движения «Добрые сердца» в
подготовке и проведении линеек, выступления агитбригад для воспитанников
детских садов и младших классов, социальных партнѐров;

участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение
листовок, буклетов и т.п.;

посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям,
проживающим в селе: уборка дворовых территорий, помощь по хозяйству;

привлечение школьников к совместной работе с учреждениями
социальной сферы, в помощи по благоустройству территории данных
учреждений: участие школьников (с согласия родителей или законных
представителей) к сбору помощи для нуждающихся;

участие обучающихся в работе на пришкольном участке во время
проведения акций и летняя практика.
Модуль 3.8. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и

ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:

регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня,
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников: в музей, на природу (проводятся как интерактивные занятия с
распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий,
например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов»,
«оформителей»);

литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые
учителями и родителями школьников в другие села или в город для
углубленного изучения биографий проживавших здесь российских и бурятских
поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся
здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;

турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и
родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике
пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс
на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков
лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни,
конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету.
3.9. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога
и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:

циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего: классные часы в рамках превентивной программы
«Полезный выбор»;

профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах
выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;

экскурсии на сельскохозяйственные предприятия Мухоршибирского
района, дающие школьникам начальные представления о существующих
профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней

открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования: онлайн тестирование на платформе «За собой»;

участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: портал «ПроеКТОрия», проект по ранней
профориентации учащихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций
«Билет в будущее»;

индивидуальные консультации педагога-психолога и социального
педагога для школьников и их родителей по вопросам склонностей,
способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые
могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в
рамках курсов дополнительного образования.
3.10. Модуль «Школьные и социальные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества,
поддержка
творческой
самореализации
учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:

разновозрастный редакционный совет «Пресс - центр» для подростков,
старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является
освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни
школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций,
деятельности органов ученического самоуправления;

школьная интернет-группа по воспитательной работе в ВК и в Инстаграм
- разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее
интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью
освещения деятельности образовательной организации в информационном
продвижении ценностей школы и организации виртуальной диалоговой
площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;

официальный сайт школы http://bom.buryatschool.ru, через который
происходит информирование детской, родительской и педагогической
общественности;

освещение результативности участия в общешкольных ключевых делах
осуществляется в каждом классе через классный уголок;

совместное
(обучающиеся,
родители,
педагоги)
оформление
информационных стендов в школе и классах;
3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу

психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы
с предметно-эстетической средой школы как:

оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) материалами из жизни школы и
их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством
разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные
занятия;

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в школе: выставки рисунков, фотоотчеты о
мероприятиях, стенгазеты к праздникам;

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование
спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для
школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон,
позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и
тихого отдыха;

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;

событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

акцентирование внимания школьников посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, баннеры) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.12. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
 Общешкольный Управляющий совет и Совет отцов, участвующие в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;

семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;

 классные

родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы
возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;

родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;

проведение семейных конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья»;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников (4 раза в год);
 родительский всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;

социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:

работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;

участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей – по плану педагога или запросу родителей.
3.13 Модуль «Этнокультурные традиции»
Этнокультурные традиции - это совместная деятельность педагогов, школьников,
других заинтересованных лиц в изучении истории, традиционной культуры детей тех
национальностей, которые обучаются в школе. Это системная деятельность, которая
осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности и направлена на
создание в школе атмосферы толерантности, привитие школьникам чувства уважения
к традициям и обычаям детей разных национальностей, сближение семей учащихся.
Для этого в образовательной организации используются следующие виды и
формы деятельности:
• Месячник бурятского языка: олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры,
направленные на осмысление ценностей бурятской традиционной культуры,
формирование интереса к культуре и искусству, быту, традициям и обычаям.
• Программа внеурочной деятельности «Бурятский язык» (за счет части,
формируемой участниками образовательного процесса) направлена на
сохранение и развитие бурятского языка;
• Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Страна
чудес»;
• Традиционные для школы проекты:
- «Праздник белого месяца» знакомит школьников с традициями бурятского
национального праздника «Сагаалган». Начинается день с приветствий,
благопожеланий всем, кто переступает порог школы в этот день. На первом
этаже звучат народные мелодии, мантры, в воздухе чувствуются нотки
благовоний, всем виден непременный атрибут оформления праздника -

ритуальный стол - подношения богам «далга». В течение дня школа принимает
поздравления от творческой группы детей и взрослых в виде песен, танцев и
ѐхора, который танцуют все желающие после 3 урока на школьной площади.
На 4 уроке каждый участник образовательного процесса получает сладкий
подарок и открытку. После чего всех ждет праздничный обед.
- «Широкая масленица» - народный русский праздник, яркое весеннее событие:
встреча блинами, игры и конкурсы на свежем воздухе, ярмарка кондитерских
изделий и поделок, сделанных своими руками, концертная программа с
последующим сжиганием Маслены.
- «Красная пасха» - интересное творческое событие, позволяющее школьникам
раскрыть свои творческие способности, коммуникативные навыки. В этот день
школьники участвуют в конкурсе расписных яиц, дарят яйца друг другу, с
удовольствием идут на школьный обед.
- «Школьный сурхарбан» - бурятский спортивный народный праздник направлен
на формирование интереса к национальным видам спорта, популяризацию
здорового образа жизни.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;

принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в
котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с

заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно-насыщенной и личностно-развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом школьного ученического самоуправления и
родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками
и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;

качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

качеством реализации личностно-развивающего потенциала школьных
уроков;

качеством существующего в школе ученического самоуправления;

качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;

качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

качеством профориентационной работы школы;

качеством работы школьных медиа;

качеством организации предметно-эстетической среды школы;

качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками
педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности
представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня
воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики
позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса
воспитания. Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов
разработан диагностико-аналитический инструментарий. Он включает в себя
представленные в таблице критерии и методики оценочно-аналитической
деятельности:

Результаты
реализации
Программы
воспитания
учащихся

Критерии анализа Показатели анализа
и оценки
и оценки

1.Продуктивность
1.Уровень
деятельности
развития ребенка
2.Уровень
развития
коллектива

Методики изучения и анализа

1.1 Ценностные
1.1.Проективный тест «Домики»
ориентации ребенка (автор О.А. Орехова) 1 классы,
Методика
«Направленность
личности» (С.Ф. Спичак, А.Г.
Синицына) Методика изучения
ценностных
ориентаций
(М.
Рокич) (7 – 11 класс) Методика
«Пословицы» (по С.М. Петровой)
(6-11 класс) Методика изучения
нравственной
воспитанности
учащихся
«Размышляем
о
жизненном опыте» (по Н.Е.
Щурковой) (8-11 класс) Методика
«Размышляем
о
жизненном
опыте» для младших школьников
(по
В.М.
Ивановой,
Т.В.
Павловой, Е.Н. Степанову)
1.2.Степень
социализированности 1.2.
Методика
изучения
личности
социальной
направленности
обучающегося
(по
В.М.
Миниярову)
(6-11
класс)
Методика
изучения
социализированности
личности
(по М.И. Рожкову) (3-9 класс)
Методика
выявления
коммуникативных
склонностей
учащихся (по Р.В. Овчаровой) (911 класс) Методика определения
общественной
активности
1.3.Степень развития учащихся (по Е.Н. Степанову) (8социальных качеств 11 класс)

2.1. Отношения
между
обучающимися

1.3. Методика оценки развития
социальных качеств школьника
(Н.И. Монахов) (1 – 11 класс)
Профессиональная
ориентированность Методика для
выявления готовности учащихся к
выбору профессии (по В.Б.
Успенскому)
(911
класс)
Методика
«Карта
профессиональных интересов» (по
Т.Е. Макаровой) (9-11 класс)
Определение предпочтительного
типа профессии (по Е.И. Климову)
2.1. Методика «Исследование
взаимоотношений в классе» (Е.В.
Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7 – 11

класс)
Методика
изучения
сплоченности
ученического
коллектива (Л.М. Фридман, Т.А.
Пушкина,
И.А.
Каплунович)
Методика
«Какой
у
нас
2.2. Уровень развития коллектив» (разработана А.Н.
самоуправления
Лутошкиным)
2.2. Методика выявления уровня
развития
самоуправления
в
ученическом коллективе (Л.И.
Гриценко) Методика Определения
уровня развития ученического
самоуправления М.И. Рожкова
2.Чувство
Удовлетворенност 1. Удовлетворенность
удовлетворения ь детей и взрослых учащихся школьной
жизнью
детей и взрослых
процессом и
процессом и
результатами
результатами
воспитания и
воспитания и
жизнедеятельност
жизнедеятельно
ью в
стью в
образовательном
2. Удовлетворенность
образовательно м
учреждении
родителей работой
учреждении
образовательного
учреждения

3. Удовлетворенность
педагогов
жизнедеятельностью
в образовательном
учреждении и
результатами
процесса воспитания
детей

1.Методика
изучения
удовлетворенности
учащихся
школьной жизнью (разработана
А.А.
Андреевым)
Методика
оценки
школьной
социальнопсихологической
комфортности (разработана А.А.
Андреевым)
2.
Методика
изучения
удовлетворенности
родителей
жизнедеятельностью
образовательного
учреждения
(разработана
А.А.Андреевым)
Методика
изучения
удовлетворенности
родителей
работой
образовательного
учреждения (разработана Е.Н.
Степановым) Методика «Анализ
воспитательной работы глазами
родителей обучающихся» (Нечаев
М.П.)
3.Методика
изучения
удовлетворенности
педагогов
жизнедеятельностью
в
образовательном
учреждении
(разработана Е.Н. Степановым)
Анкета
«Ваше
мнение»
(составлена И.А. Забуслаевой)

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

1.

№

Организационно-методические мероприятия.
Планируемое мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

4

2.

№
1.

2

3

4

3.

Зам. директора по ВР
Составление и согласование планов Август 2020
воспитательной работы на 20202021 учебный год
Инструктивно-методическое
В течение всего Зам. директора по ВР,
совещание о подготовке и
года
социальные педагоги
проведении праздников,
месячников, акций.
Совещание при директоре.
Планируемое мероприятие
Сроки
Результаты воспитательной работы 30. 08. 2020
за 2019-2020 учебный год. О целях и
задачах службы педагогического
сопровождения на 2020-2021
учебный год
05. 09. 2020
Об организационном и
методическом обеспечении
выполнения запланированных
мероприятий на 2020-2021 учебный
год.
О состоянии работы по обеспечению 27. 08. 2020
безопасности жизнедеятельности
22. 12. 2020
учащихся.
18. 03. 2021
30. 05. 2021
Итоги работы службы
педагогического сопровождения в
2020-2021 учебном году.

Ответственные
Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР,
социальные педагоги,
психолог
Завхоз, классные
руководители.
Зам. директора по УВР
и ВР, социальные
педагоги, психолог

План работы МО классных руководителей.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

I заседание
Тема: « Работа классного руководителя в
условиях внедрения ФГОС»
1. Обсуждение и утверждение плана работы
методического объединения на
2019 -2020 учебный год
2. Аспекты воспитательной работы в условиях
реализации ФГОС
3. Рекомендации по организации внеурочной
деятельности в рамках введения ФГОС.
Утверждение графика открытых классных
часов и внеклассных мероприятий.
2 заседание
Тема: «Деятельностный подход классного
руководителя в контексте ФГОС»
1. Духовно - нравственное развитие и
воспитание личности обучающихся как одно из
направлений введения ФГОС.
2. Концепция духовно - нравственного
воспитания российских школьников.
3. Работа с родителями как одно из направлений
деятельности классного руководителя в
условиях ФГОС
Посещение
и
обсуждение
открытого
мероприятия.
3 заседание
Тема: «Новые технологии воспитания и
социализации школьников в условиях
реализации ФГОС»
1. Использование ИКТ в воспитательной работе.
2. Проектный метод как средство воспитания в
условиях ФГОС.
3. Педагогические технологии поддержки
школьников в условиях введения ФГОС
Посещение
мероприятий
классного
руководителя с целью обобщения опыта
работы.
4
заседание
Тема: «Внеурочная деятельность – основа
развития познавательных и творческих
способностей школьников»
1. Организация внеурочной деятельности в
школе.
«Это познавательно и увлекательно!» /отчѐт презентация руководителей кружков,
работающих в системе ФГОС.
3. Анализ работы за 2019-2020 учебный год.
Планирование работы МО на 2020-2021
учебный год.
Обмен мнениями «Основные затруднения
педагогических
работников
в
рамках
реализации
ФГОС».
(Классные
руководители)

Августсентябрь

Классные руководители 1-11
классов
Руководители МО

ноябрь

Классные руководители 1-11
классов
Руководители МО

январь

Классные руководители 1-11
классов
Руководители МО

апрель

Классные руководители 1-11
классов
Руководители МО

4.Работа с родителями

№

Планируемые мероприятия

Сроки

Ответственные

октябрь

Администрация школы

1 полугодие

Зам. директора по ВР, соц.
педагог, кл.рук, психолог

1-2 классы. Влияние здорового образа
2 полугодие
жизни родителей на развитие и воспитание
ребенка.
3-4 классы. В воспитании мелочей не бывает.
5-6 классы. Психологические особенности
возрастного периода и рекомендации родителям.
7-8 классы. Культура учебного труда и
организация свободного времени.
9-11 классы. Система ценностей
старшеклассника.
Консультация для родителей
Организация работы классного
Октябрь

Зам. директора по ВР, соц.
педагог, кл.рук, психолог

1
Общешкольное родительское собрание по теме:
«Роль родителей в процессе самоопределения
ребенка и выбора профессии подростком».
2
Родительский лекторий
1
класс. Период адаптации.
2 е классы. Правила поведения в школе.
3 4 классы. Культура умственного труда в школе
и дома.
5- е классы. Сложности адаптационного периода.
6- е классы. Как стать настойчивым в учении,
труде, спорте.
7- 8 классы. О привычках полезных и вредных

9-11 классы. Уважительное отношение к людям основа культуры поведения
3

4

5
6

родительского комитета
«Современный подросток: психология,
имидж, нравственные ценности»
«Профессии, которые выбирают наши
дети»
Организация летней занятости детей
Открытые дни с посещением уроков и
внеклассных мероприятий
Индивидуальные встречи для решения
возникающих вопросов по обучению и
воспитанию школьников

Соц. педагог,
психолог

Декабрь
Февраль
Апрель
В течение
года
В течение
года

Зам. директора по ВР, соц.
педагоги
Зам. директора по ВР,
психолог, социальный
педагог


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30143) 25 - 112

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».